Якуты
Название этноса «якут» стало известно русским в начале XVII в. Оно было позаимствовано у тунгусов, называвших словом «еко» тюркоязычное население Ленского края, занимавшееся коневодством и разведением крупного рогатого скота. Сами себя якуты называют «саха», поэтому с недавнего времени республика называется «Саха (Якутия)».
Корни якутской культуры уходят в глубокую древность, в древнетюркскую эпоху, в скифо-сибирский мир. Историки считают, что предки якутов пришли откуда-то с юго-запада, вероятнее всего, из Западного Предбайкалья. Такое представление подтверждается прежде всего якутским языком: в отличие от языков других народов, обитающих на северо-востоке, он связан с языками тюркской группы. Об этом же говорят и якутские предания, заключающие в себе целый цикл легенд, посвященных передвижению якутов вниз по Лене на плотах со всем своим скарбом и домашним скотом.
Когда именно состоялось переселение якутов из южных прибайкальских степей к северу за полярный круг — достоверно не известно; вероятно, оно проходило постепенно, и закончилось еще до прихода в Якутию русских. Проникновение предков якутов далеко на север было длительным процессом, в котором они частично смешивались с тунгусами, а в некоторых районах с юкагирами.
Продолжая разведение лошадей и рогатого скота на вновь осваиваемых пространствах, якуты кочевали далеко на север и северо-восток Азиатского континента. Они всегда были хорошими наездниками: в русских документах XVII в. их называли «конными людьми». Лошади — верные спутники якутов — несмотря на суровые климатические условия и скудость кормов следовали за своими хозяевами все дальше на север — за полярный круг, к берегам Ледовитого океана. В результате приспособления к суровым условиям сформировалась особая порода белых косматых якутских лошадей. Эта лошадь пасется круглый год на вольном воздухе, сама достает себе пропитание из-под снега.
Религия якутов — шаманизм — обожествляет природу, ее явления и стихии. Пережитки весьма древних поверий и обрядов, обусловленных почитанием окружающего людей мира, сохранялись вплоть до нашего времени. Существование у якутов представлений о сверхъестественных свойствах предметов и явлений природы отмечали все исследователи. Так, например, Н.П. Припузов писал, что «отдельные горы, озера, реки, леса и даже одиноко растущие деревья на открытых местах имеют своих духов. Что это за духи и откуда произошли — якуты сами не знают, но только глубоко убеждены в существовании этих духов». Якуты называли духов иччи и всеми мерами старались оградить себя, свое жилище и домашних животных от действия всевозможных злых духов. Этой цели служило множество словесных заговоров, молений и обрядов. Кроме них важную роль играла знаковая система, особый орнамент на одежде, утвари, украшениях. Поэтому одежда, особенно женская, была насыщена символикой. В частности, верхняя ее часть, головной убор, посвящалась небу (солнцу) и богине плодородия и деторождения.
Из поколения в поколение якутские шаманы передают родовые предания и легенды, национальную мифологию, искусство лечения природными средствами и травами.
Якутский народный календарь теснейшим образом связан со скотоводческим хозяйством. В качестве основной единицы измерения времени было принято считать чередование фаз луны.
Якутский хозяйственный год делился на две половины: зимнюю и летнюю. Зимняя половина начиналась с октября, когда выпадал снег и скот переводился на стойловое содержание. Эта половина года ассоциировалась с недобрым, пассивным началом, луной и смертью. Вторая, весенне-летняя половина, — со светлым, активным началом, с солнцем и жизнью.
В цикле календарных обрядов главное место занимал праздник Ысыах, поскольку он связывался с возрождением и обновлением природы, с плодородием и началом нового года.
Традиционные зимние календарные праздники у якутов были совершенно не развиты по сравнению с весенне-летним обрядовым циклом. Отчасти это можно объяснить разделением года на «деловой» и «пустой» (зимний) периоды. Христианство привнесло в быт скотоводов Лены некоторые русские обычаи, в частности связанные с Рождеством.